КРИЗИС ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Украина Сентябрь 21st, 2007

Стратегической задачей реформирования экономики Украины на современном этапе считается приоритетное развитие информационных технологий, перевод экономики на рельсы инновационного развития. Этому, в частности, посвящена изданная недавно книга группы видных украинских политиков и экономистов «Инновационная стратегия украинских реформ»1. «»Новая экономика», — утверждают авторы, — превратилась в самостоятельный кластер, опровергающий парадигмы традиционной индустриальной экономики»»

Однако тенденции глобального экономического развития свидетельствуют о том, что роль «новой» информационной экономики оказалась, мягко говоря, преувеличенной. На графике видно, как в 2000-2002 гг. в США лопнул «мыльный пузырь» рынка акций высокотехнологичных компаний (см. динамику фондового индекса NASDAQ). Это стало следствием ослабления взаимосвязей данного сегмента рынка с традиционной экономикой, усиления «самодостаточности» высокотехнологичной сферы. Главная цель производства информации в глобальном масштабе заключается в повышении производительности труда в материальной сфере. А этого как раз и не наблюдается. Многие эксперты отмечают замедление роста производительности труда в традиционных отраслях экономики.

Не последнюю роль здесь сыграл спекулятивный переток капиталов в отрасли «hi-tech», интенсивность которого многократно усилилась вследствие развития электронных денежных систем. Таким образом, компании, работающие в сфере связи и телекоммуникаций, непосредственно способствуют «замыканию на себя» денежных потоков (причем некоторые — такие как одна из крупнейших американских телекоммуникационных компаний «WorldCom» — действуют жульническими методами, показывая в отчетности дутые финансовые результаты). Огромные капиталы компаний, работающих в этой сфере экономики, создаются буквально «из воздуха» — благодаря ажиотажу на фондовом рынке, и так же стремительно исчезают. Но вызванный нестабильностью рынка «hi-tech» подрыв доверия инвесторов сказывается на традиционных отраслях и вызывает общее ухудшение экономической конъюнктуры. Обвал фондового рынка США в июне-июле текущего года — прямое проявление кризиса информационной экономики.

Еще один результат революции в сфере денежных трансакций — интернационализация капитала, бурное развитие оффшорного бизнеса и сокращение вследствие этого финансовой базы функционирования государств. Неконтролируемая информационная экономика плодит финансовых спекулянтов и полулегальные виды бизнеса, одновременно навязывая дальнейшее ослабление возможностей государственного регулирования. «Условиями перехода к «новой экономике» считаются четыре фактора: либерализация рынков, усиление мобильности капитала, глобализация рынков, появление нового информационного пространства как единой коммуникационной Сети» (с. 278). Общей закономерностью здесь является мгновенный переток капиталов в страны, располагающие национальными конкурентными преимуществами и целенаправленно поддерживающие соответствующие отрасли экономики. Еще больших успехов добиваются государства, эффективно регулирующие потоки портфельных инвестиций (благодаря этому Япония превратилась в одну из ведущих мировых держав, а, как только в начале 90-х гг. по совету МВФ ослабила ограничения, — оказалась в состоянии длительной экономической стагнации). Может ли Украина всерьез рассчитывать на привлечение иностранных (не спекулятивных!) капиталов для развития своей «новой экономики»? Вопрос этот сегодня представляется чисто риторическим.

Фундаментальная положительная черта информационного общества — переоценка роли человеческого капитала. В указанной монографии справедливо отмечается, что «отличительной характеристикой новой экономики являются капиталовложения в человеческий фактор. Сейчас две трети бюджета США расходуются на образование, социальное обеспечение, здравоохранение и т. д. Не менее важной чертой является наиболее высокий уровень наукоемкости и информатизации»

А как обстоят дела с бюджетным финансированием этих видов деятельности в Украине?

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Закона Украины «Об образовании», государство должно обеспечивать бюджетные ассигнования на образование в размере не менее 10 % национального дохода. В 2001 году соответствующие бюджетные назначения профинансированы в сумме 3,4 млрд грн., или 1,7 % ВВП (84,6 % плана). В государственном бюджете на 2002 год на образование выделено 2,5 млрд грн., или 1,2 % ВВП. Финансирование образования перекладывается на местные бюджеты, что делает проблематичной его перестройку в соответствии с критериями информационного общества.

Согласно ст. 12 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», государственная политика здравоохранения обеспечивается бюджетными ассигнованиями в размере, соответствующем его научно обоснованным потребностям, но не менее 10 % национального дохода. В 2001 году расходы государственного бюджета на здравоохранение составили

1 млрд грн., или 0,5 % ВВП (75 % плана). В бюджете на 2002 год выделено 1,5 млрд грн., или 0,7 % ВВП.

С учетом местных бюджетов, совокупные расходы на образование и здравоохранение в 2002 году не превысят 5 % ВВП. В 2003 году из государственного бюджета на образование предполагается выделить 2 % ВВП, на здравоохранение — менее 0,8 % ВВП.

На информатизацию общеобразовательных учебных заведений, компьютеризацию сельских школ в бюджете-2002 выделено 45 млн гривен. Бюджет Государственного комитета связи и информатизации составляет 88 млн грн., но из них 78 млн грн. (почти 90 %) — расходы на содержание аппарата. На разработку новых технологий в отрасли связи и информатизации проектом государственного бюджета на 2003 год предусматривается выделить 100 тыс. гривен.

Перспективным направлением развития научно-технологического потенциала Украины (в том числе и для коммерческого использования) является реализация космических программ. Ст. 2 Закона Украины «Об общегосударственной (национальной) космической программе Украины» устанавливает минимальный размер финансирования программы не менее 0,2 % ВВП. Фактически в государственном бюджете на 2002 г. выделено 89 млн грн., или почти в пять раз (21,2 %) меньше. В 2003 году предполагается выделить 89,5 млн грн., или 0,04 % ВВП.

Хроническое недофинансирование гуманитарных статей бюджета приводит еще и к тому, что многие высококвалифицированные специалисты не заинтересованы осуществлять трудовую деятельность в Украине, выезжая за границу. Другие же работают по западным грантам, и результаты их исследований оказываются там же. И без того нищий бюджет Украины работает на экономический прогресс западных стран. Стоит ли в этих условиях рассчитывать на сколько-нибудь успешное в обозримом будущем развитие информационного уклада в Украине? Очевидно, нет. Менее проблематичным было бы развитие информационных технологий по примеру «оффшорного программирования» в Индии, но и в этом случае финансовые результаты нового вида деятельности будут припрятываться в «тени» с последующим выводом за границу, не оказывая существенного положительного влияния на украинскую экономику. Поэтому попытки развивать высокорентабельный информационный уклад за счет традиционных отраслей приведут только к сокращению финансовых возможностей экономики и налогооблагаемой базы.

Стратегия приоритетного развития информационных технологий в Украине может отвлечь внимание от фундаментальной экономической проблемы — высокого уровня издержек в украинской экономике. По итогам 2001 года, 42 % предприятий работали убыточно. Доля ВВП в валовом выпуске товаров и услуг в 2000 и 2001 гг. составляла 42,5 % — самый низкий показатель с 1995 года (в 1990 году, в условиях «затратной» советской экономики было 48 %). Сформировавшийся в Украине хозяйственный механизм по-прежнему стимулирует предпринимателей завышать себестоимость продукции и скрывать прибыли.

Учитывая перечисленные негативные характеристики и тенденции развития информационного уклада, приоритетные усилия следовало бы сосредоточить на модернизации экономики с целью сокращения удельных издержек. Развитие информационных технологий должно не рассматриваться как самоцель, а средствами государственной промышленной и инвестиционной политики ориентироваться на выполнение этой задачи. К такому выводу пришли и авторы упомянутой монографии: «»Новая экономика» при условии ее усвоения и адаптации выступает как основа для коренной модернизации традиционной экономики, что следует учитывать Украине» (с. 282). Развивать информационные технологии необходимо, но не в ущерб видам деятельности (в первую очередь высокотехнологичным), в которых Украина имеет (или может иметь в ближайшей перспективе) конкурентные преимущества на мировом рынке.