Влияние кризиса на потребительские привычки

7. Точка зрения Июнь 4th, 2009

Разразившийся мировой финансовый кризис в конце 2008 года, к сожалению, не обходит стороной и наш город. Следящие за развитием кризисной ситуации эксперты сходятся во мнении, что рано или поздно кризис, так или иначе, коснется практически всех простых граждан. А затронул ли кризис пензенцев уже сейчас? Заставил ли «затянуть пояса»? Отказались ли пензенские жители от крупных покупок? Каким образом они пытаются экономить?

По результатам проведенного нами исследования 63% пензенцев достаточно серьезно почувствовали на себе влияние кризиса. 29% жителей нашего города кризис пока не затронул. Еще 6% утверждают: «Никакого кризиса нет», а 2% населения г. Пензы пока не может дать точного ответа.

По мнению некоторых экспертов «дно» кризиса пока не наступило, и пострадавших от влияния кризиса в последующие месяцы станет еще больше.

Кризис в большей степени затронул пензенских трудоспособных жителей со средним общим и средним специальным образованием, чем граждан, имеющих высшее образование. По результатам исследования, несколько больше ощущают на себе кризис именно женщины, чем мужчины, при этом наибольший процент пострадавших от кризиса наблюдается среди жителей в возрасте 42-64 лет, а наименее подвержено его влиянию трудоспособное население 26-38 лет.

Что же касается уровня дохода, то здесь четко прослеживается основная тенденция – чем выше доход, тем менее доля тех, кто ощущает кризис. Больше всех его ощущают малообеспеченные слои населения.

Как не странно, но в меньшей степени переживают финансовый кризис жители, состоящие в браке, так как наличие нескольких работающих членов семьи позволяет иметь, соответственно, и несколько источников дохода. Молодежь, не связавшая себя узами брака, и еще во многом зависящая от финансов своих родителей, также не особо пока ощущает кризис. А вот люди одинокие, разведенные, или живущие вместе, но не зарегистрировавшие брак, гораздо чаще всех остальных признают влияние кризиса. По социальному статусу, естественно, самая уязвимая для кризиса группа – это частные предприниматели. В ходе опроса пензенские предприниматели чаще других жителей нашего города жаловалась на негативное влияние кризиса. И, конечно же, весьма значительную группу представляют те граждане, для которых кризис обернулся сокращением, увольнением, в результате чего они пополнили ряды безработных. В то же время домохозяйки и студенты реже всех отмечали какое-либо влияние кризиса.

Все работающее население г. Пензы разделилось на две группы – работающие в государственном и в частном секторе. Представители последнего чаще всех жаловались на негативное влияние кризиса.

Так каким же образом пензенцы ощущают влияние мирового кризиса? По результатам исследования 39,8% жителей г. Пензы, которые признали влияние кризиса, констатировали уменьшение заработной платы одного или нескольких членов семьи, а 25,1% пензенских потребителей достаточно проблематично переживают повышение цен на продукты питания.

Нельзя сбрасывать со счетов и такие негативные последствия для многих пензенцев как проблемы с погашением взятых кредитов, уменьшение количества заказов в частных фирмах, перебои в работе банка, в котором семья имеет вклады, психологическое давление со стороны СМИ, которое в свою очередь выливается в страхи населения в неуверенности в завтрашнем дне.

Как показывают результаты исследования, женщины чаще мужчин попадают под сокращение кадров и обращают внимание на рост цен, в то время как мужчинам чаще, чем женщинам, сокращают заработную плату, особенно занятым в сфере строительства и отделки. Интересным остается тот факт, что в основном на сокращение жаловались работники государственных предприятий 46-54 лет, а на уменьшения заработных выплат — молодые сотрудники (до 36 лет) частных компаний.

Интересен и следующий факт: малообеспеченные слои населения самыми острыми проявлениями кризиса считают рост цен, представители этих групп также подвергаются сокращениям и снижениям заработных выплат, в то время как обеспеченные слои отмечали, что наиболее существенный удар кризиса для них – это уменьшение зарплат, возникшее вследствие падения числа заказов на фирме, в которой они работают, а также высказали свои волнения по поводу отсутствия стабильности и негативных ожиданий в будущем.

Что же делать простым жителям, чтобы пережить кризис? Результаты опроса показывают, что большинство пензенских жителей не впадают в панику и продолжают вести свою обычную жизнь, но, тем не менее, большинство пензенцев все-таки стараются экономить.

Достаточно любопытными оказались и принимаемые меры по экономии денег. Наиболее распространенным способом экономии среди горожан стал переход на более дешевые продукты питания, а также отказ от приобретения товаров «не первой необходимости».

Результаты опроса показали, что не все экономят одинаково: наиболее часто отказываются от крупных покупок и посещения предприятий общественного питания именно мужчины, а женщины, как основные покупатели, выбирают наиболее дешевые продукты питания. Для молодежи 19-25 лет характерна тенденция откладывания крупной покупки, тогда как отказ от развлечений демонстрирует группа более старшего возраста (25-36 лет). Покупка только самых нужных товаров и отказ от приобретения товаров «не первой необходимости» характерна для студентов, домохозяек и пенсионеров, работающее же население — в большей степени предпочитает покупать продукты в тех же объемах, но по более низким ценам. Интерес представляет и такой факт, что малообеспеченные слои населения предпочитают просто откладывать деньги «на черный день».

Итак, несмотря на то, что на каждого второго жителя нашего города кризис уже так или иначе повлиял, каждый находит свой способ спасения в данной ситуации стараясь при этом минимизировать серьезные финансовые потери.